Choose english language
В социальных сетях:

Блог. О себе и не только

В годы учебы я бывал в Русском музее едва ли не чаще, чем где-то еще. Я мог на ощупь найти зал любого мастера и безошибочно воспроизвести развеску полотен. Я впитал в себя его шедевры, запрятал их под сердце, как воспоминания о самых дорогих людях.

Прошло 8 лет. В ноябре 2014 года Русский музей показался мне другим. Эта встреча была похожа на встречу с дорогими людьми, лица которых всегда представляются тебе, но после долгой разлуки ты вглядываешься в них пристально, хотя и с легкой блаженной улыбкой, словно удостоверяющей узнавание, и находишь новые черты, которых раньше не замечал.

Брюллов, Бруни, Семирадский, Суриков, Репин, вне зависимости от разного качества и места в истории искусства произведений каждого, подавили (и раздавили) форматами и грандиозностью тем. Постоять под ними, и тщетность наших потуг как-то очень явственна.

В Русском музее по понятным причинам меньше духа передвижничества, а потому и светлее экспозиция. Несколько Перовых и Маковских дают хорошую передышку от титанов и не кажутся слишком литературно-навязчивыми.

Репина смотрел особо, перечитав перед тем основные главы монографии Грабаря. Репин, конечно, хорош. Если в «Бурлаках», которых я очень люблю за песочно-охристый колорит и организацию пространства, кисть еще не всегда тверда, особенно в контурах и касаниях, то «Запорожцы» – это пир для глаз. Есть ощущение, что в Русском музее Репин более типичен, более соответствует «самому себе», чем в Третьяковке, где Репина мне как-то недостаточно, будто из нее убрали пару хороших репинских вещей.

В небольшом зале Куинджи – трепет и преклонение, преклонение и трепет. Что он сотворил с небом в «Ночном», какую дивную живописную сказку разостлал!

Вот Левитана в Русском, наоборот, мало, хороший Левитан весь в Москве.

Одна из самых счастливых встреч – с тремя вещами любимого Грабаря. В первой половине 2000-х в корпусе Бенуа выставлялся только «Дельфиниум». Теперь его перенесли в один из проходных залов и присоседили «Цветы и фрукты на рояле», которыми автор был очень доволен, и не самый вразумительный холст «В утренней росе». Этих двух вещей я в живую не видел. Смотрел спокойнее, чем раньше. Что-то переболело или переосозналось. Скорее, последнее, т.к. ясно отметил, что живопись при отличной прочности густого красочного слоя, которую обеспечивает тянущий клеемеловой грунт Грабаря, тускнеет и теряет звучность исходных цветов, что является прямым следствием применения того же грунта.

Развеску в корпусе Бенуа изменили так, что поначалу я путался, где что, и некоторых любимых вещей не нашел.

Врубель потух, но форма у него высечена так, что даже погасшие цвета не позволяют сомневаться в его гении.

У элегантного, умного и обладавшего превосходным вкусом Серова наслаждался удивительно звучным жемчужным колоритом «Портрета Орловой», не передаваемым ни одной репродукцией.

Авангард и вторую половину XX века петербургские искусствоведы составили с куда большими вкусом и тактом, чем их московские коллеги с Крымского вала, что, впрочем, и не удивительно. Во всяком случае, осматривая этот период в таком виде впервые, я не испытывал недоумений и отвращения.

Внимательно постоял перед небольшой «Тушей» 1960-х годов высоко ценимого мной Шемякина. Видя ее ранее только в репродукциях, я не мог должным образом оценить фактуру. И вот прекрасный случай, тем более, что живописи у Шемякина сравнительно немного. Фактуру он нарастил перед писанием красками, равномерно по всей площади картины, отчего, надо сказать, фактура «живет» на формате не слишком органично. Только гармония рельефа и плоскости дает сильное художественное впечатление. Красочный слой «Туши», как это было у старых мастеров, образован красивыми лессировками теплых оттенков.

Таков «другой» Русский музей. В сущности и не «другой», а мой Русский музей 2014 года.

Есть воспоминания, обращение к которым вызывает не просто теплые эмоции, но и сильное желание пережить свершившееся еще раз, особенно, если это воспоминания ребенка; детская память цепкая, и они, как невидимые стигматы, остаются в душе человека и в дальнейшем влияют на его мысли и дела. О таких воспоминаниях, связанных с искусством и чрезвычайно дорогих мне, я и напишу.

Мне было 7 или 8 лет. В школе я уже слыл мальчиком, который «хорошо рисует». Через городской парк мама часто ходила со мной к родственнице. У большого фонтана я видел внушительное белое здание с манящей надписью «Картинная галерея» и, кажется, не раз просился туда, но вечно зачем-то спешили. А однажды, в очередной раз пересекая парк, мама повела меня к раскрытой двери.

Мы вошли в темноту. Внутри почти квадратный павильон с балконами по периметру. На балконах было размещено дореволюционное искусство, хронологически слева направо, внизу – советское искусство. Я хорошо помню большое васнецовское полотно с былинным сюжетом, у которого я долго стоял и не мог поверить в чудо: в моем городе хранится вариант знаменитой вещи «После побоища Игоря Святославовича с половцами»! Помню «Все в прошлом» (очевидно, один из вариантов) Максимова, рыбака, плетущего сеть, кисти какого-то второстепенного художника, шишкинские «Цветы у забора» и нехарактерного для автора «Бычка», которого, как утверждала смотрительница, Шишкин написал чуть ли не на спор с неким знакомым: сумеет ли, если все лес да лес? Я уже узнавал работы Валентина Серова, поэтому восторженно стоял перед его «Девушкой с крынкой» и этюдом морского берега.

У картины Дубовского «Притихло» (наверное, эскиз или вариант, так как нашумевшее когда-то полотно хранится в Русском музее, а авторское повторение – в Третьяковке) расположился молодой человек с жидкой бородкой, всклокоченными волосами и горячим взглядом; он выполнял копию. Как мне тогда казалось, выходило очень убедительно.

В зале первого этажа запомнились произведения на тему войны и «Медовая пора» Кима Бритова. Тогда я впервые увидел холсты владимирских художников и, конечно, еще ничего не понял в них.

Из музея я вышел с маленькой книжкой, которая душисто пахла свежей печатью и хранила несколько репродукций только что увиденных произведений. Впоследствии я залистывал ее, заучивал зрительно наизусть; она осязаемо связывает меня с тем днем до сих пор.

На следующем уроке изобразительного искусства я страстно говорил о том, что во Владимире, совсем рядом, находится прекрасное собрание русской живописи, что был счастлив увидеть подлинные вещи мастеров, имена которых читал в «Юном художнике», рассказывал о былинном эпосе Васнецова, о Шишкине. Помню, учитель что-то уточнял про шишкинские работы, а потом осторожно возвратил меня «на землю»: в Третьяковку нужно ехать, там все шедевры.

У детей годы неспешны, но насыщены событиями. Прошло лет восемь. Мне захотелось освежить свои впечатления. В парке больше не было картинной галереи, теперь экспозиция размещалась в здании бывших присутственных мест. Я отлично помнил первую встречу с живописным собранием Владимиро-Суздальского музея-заповедника и с радостью узнавал многие холсты, встречал их, как старых добрых знакомых. Но не все нашел. Так, например, я обыскался «Все в прошлом», теперь оно служило декорацией в экспозиции дворянского быта. Но не только это расстроило. Все было другое, холодное. Не такое, как в парке. Или не такое, как в детстве.

Теперь минуло уже два десятилетия. Иногда случается пройти мимо белого здания, у большого фонтана. На нем знакомые буквы давно образуют совершенно чужое слово: «Галера». Оно режет меня на куски и рождает бурю проклятий в адрес подсуетившихся сообразительных деляг. Но я, тем не менее, со светлой грустью вспоминаю тот день, когда я с мамой впервые прошел под этими буквами в таинственный полумрак, ставший временным пристанищем вечного искусства.
Фото: