Choose english language
В социальных сетях:

Блог. О себе и не только

Заглянуть в себя – необходимо художнику. И делать это нужно почаще. Художников, не пытающихся рефлексировать, заниматься самооценкой, а иногда и самокопанием, переходящим в самобичевание по-серовски (последнее, конечно, не обязательно, но и не вредно), следует назвать либо наивными романтиками, что поправимо, либо самоуверенными глупцами, что безнадежно.

Есть художники «от ума». Их стихия – сочинять, изобретать и открывать. Произведения таких художников, как правило, грубые и агрессивные, но, видимо, позволяющие раздвигать границы искусства. В этом их главная заслуга, хотя с XX века они придвигаются вплотную к границе шарлатанства и зачастую смело шагают за нее. Есть художники «от сердца». Они совершенствуют найденное до них и делают это, черпая творческие силы из собственных чувств и переживаний. Занимая «пастернаковскую» позицию в искусстве, они, как правило, востребованы поклонниками «остановленных мгновений». Есть и те, в ком счастливо соединяется и умствование, и трепет души. Таков великий Врубель. Может быть, есть и другие «мутации».

Еще лет пять назад я экспериментировал с формами, внедрял логику в свои эксперименты и заигрывал с «умным» искусством. Из этого ничего не вышло. Понимая гений Пикассо, моя творческая сущность слишком нечувствительна к подобным эстетическим программам. «Революционным» шатаниям была дана увольнительная.

И вот я заглянул внутрь себя. Что во мне есть такого, что будет питать мои холсты? Мой гуманитарный багаж насколько отличается ассортиментом, настолько же трудно поддается выражению теми художественными средствами, которыми я владею сейчас. Это противоречие рождает гортанный крик, способный оглушить кричащего и неслышимый никем больше, или глубоко запрятывает мысль между слоями масляной краски. Я думал, такое ли уж трагическое это противоречие? Ведь содержание, выраженное слишком явно, – это плакат, глазуновщина; глубокое содержание – всегда неявно, развертывается постепенно перед зрителем (а зачастую и перед самим автором) и воспринимается многовариантно.

Продираясь через полки прочитанных книг, я оживляю собственные впечатления прошлого, свое архео, слушаю внутренний голос, вглядываюсь в бешено проносящиеся перед глазами кадры кинохроники моего детства, убегаю к природе, где березы белее белил, а сумеречное небо пронзительнее синего кобальта, жду новых снов. Именно это наполняет мои холсты. Все это – нервные окончания моей персональной «мутации».

В годы учебы я бывал в Русском музее едва ли не чаще, чем где-то еще. Я мог на ощупь найти зал любого мастера и безошибочно воспроизвести развеску полотен. Я впитал в себя его шедевры, запрятал их под сердце, как воспоминания о самых дорогих людях.

Прошло 8 лет. В ноябре 2014 года Русский музей показался мне другим. Эта встреча была похожа на встречу с дорогими людьми, лица которых всегда представляются тебе, но после долгой разлуки ты вглядываешься в них пристально, хотя и с легкой блаженной улыбкой, словно удостоверяющей узнавание, и находишь новые черты, которых раньше не замечал.

Брюллов, Бруни, Семирадский, Суриков, Репин, вне зависимости от разного качества и места в истории искусства произведений каждого, подавили (и раздавили) форматами и грандиозностью тем. Постоять под ними, и тщетность наших потуг как-то очень явственна.

В Русском музее по понятным причинам меньше духа передвижничества, а потому и светлее экспозиция. Несколько Перовых и Маковских дают хорошую передышку от титанов и не кажутся слишком литературно-навязчивыми.

Репина смотрел особо, перечитав перед тем основные главы монографии Грабаря. Репин, конечно, хорош. Если в «Бурлаках», которых я очень люблю за песочно-охристый колорит и организацию пространства, кисть еще не всегда тверда, особенно в контурах и касаниях, то «Запорожцы» – это пир для глаз. Есть ощущение, что в Русском музее Репин более типичен, более соответствует «самому себе», чем в Третьяковке, где Репина мне как-то недостаточно, будто из нее убрали пару хороших репинских вещей.

В небольшом зале Куинджи – трепет и преклонение, преклонение и трепет. Что он сотворил с небом в «Ночном», какую дивную живописную сказку разостлал!

Вот Левитана в Русском, наоборот, мало, хороший Левитан весь в Москве.

Одна из самых счастливых встреч – с тремя вещами любимого Грабаря. В первой половине 2000-х в корпусе Бенуа выставлялся только «Дельфиниум». Теперь его перенесли в один из проходных залов и присоседили «Цветы и фрукты на рояле», которыми автор был очень доволен, и не самый вразумительный холст «В утренней росе». Этих двух вещей я в живую не видел. Смотрел спокойнее, чем раньше. Что-то переболело или переосозналось. Скорее, последнее, т.к. ясно отметил, что живопись при отличной прочности густого красочного слоя, которую обеспечивает тянущий клеемеловой грунт Грабаря, тускнеет и теряет звучность исходных цветов, что является прямым следствием применения того же грунта.

Развеску в корпусе Бенуа изменили так, что поначалу я путался, где что, и некоторых любимых вещей не нашел.

Врубель потух, но форма у него высечена так, что даже погасшие цвета не позволяют сомневаться в его гении.

У элегантного, умного и обладавшего превосходным вкусом Серова наслаждался удивительно звучным жемчужным колоритом «Портрета Орловой», не передаваемым ни одной репродукцией.

Авангард и вторую половину XX века петербургские искусствоведы составили с куда большими вкусом и тактом, чем их московские коллеги с Крымского вала, что, впрочем, и не удивительно. Во всяком случае, осматривая этот период в таком виде впервые, я не испытывал недоумений и отвращения.

Внимательно постоял перед небольшой «Тушей» 1960-х годов высоко ценимого мной Шемякина. Видя ее ранее только в репродукциях, я не мог должным образом оценить фактуру. И вот прекрасный случай, тем более, что живописи у Шемякина сравнительно немного. Фактуру он нарастил перед писанием красками, равномерно по всей площади картины, отчего, надо сказать, фактура «живет» на формате не слишком органично. Только гармония рельефа и плоскости дает сильное художественное впечатление. Красочный слой «Туши», как это было у старых мастеров, образован красивыми лессировками теплых оттенков.

Таков «другой» Русский музей. В сущности и не «другой», а мой Русский музей 2014 года.