«Февральский снег»
Choose english language
В социальных сетях:

Блог. О себе и не только

Первые школьные годы я учился в художественном классе и довольно много рисовал вне обязательной программы. Возникала еще пока плохо осознаваемая, но сильно чувствуемая потребность изучать грамоту искусства. Мама выписывала мне «Юный художник». Этот журнал на несколько лет стал почти единственным и любимым моим учителем. Его номера я пролистывал сотни раз и все сохранил доныне.

Я читал на страницах журнала названия музеев, в которых хранятся произведения знаменитых художников, и взгляд, конечно, особенно останавливался на Третьяковской галерее. Эти два слова – Третьяковская галерея – вызывали во мне трепет и какое-то преклонение, как перед неким главным храмом искусства, порог которого я мечтал переступить и увидеть собственными глазами те самые шедевры, которые знал только по журнальным репродукциям. В какой-то мере посещение владимирского музея, где я впервые увидел подлинную живопись, еще больше укрепляло это желание. Я просил маму поехать в Москву. Это было начало мрачных и трудных 1990-х, и поехать в Москву из соседнего Владимира было нам не всегда по карману.

Наконец, летом 1994 года мы в Москве. Помню, с каким светлым чувством, с вылетавшим из груди сердцем я почти бежал по Лаврушинскому переулку… Но двери Третьяковки были плотно закрыты. Уже несколько лет шла большая реставрация, о которой мы во Владимире не знали. Кажется, пожилая женщина, из работников галереи, вышла к нам и, с жалостью взглянув на меня, чуть ли не всхлипывавшего, сказала, чтобы мы не расстраивались, а ехали на Крымский вал. Там устраиваются временные выставки Третьяковской галереи, а сейчас открыта большая выставка Василия Дмитриевича Поленова.

Это была масштабная выставка к 150-летию со дня рождения художника. В больших залах на стенах и отдельных щитах висели почти все известные картины Поленова. Народу было много; так, по крайней мере, казалось мне, маленькому провинциалу. Саму экспозицию я сейчас помню плохо. Помню только картину «Московский дворик», висевшую на одной из центральных стен, «Бабушкин сад» и особенно врезавшуюся в память «Больную» – страдающую девочку, лежащую в постели и освещенную боковым светом лампы.

Выставку я обошел несколько раз, торжествовал и почти забыл ту минуту, когда увидел перед собой закрытые двери старого здания галереи в Лаврушинском переулке.

Из Москвы я увез не только воспоминания о выставке, но и книгу о передвижниках, которую, как я помню, зачитывал насквозь, всем показывал и по которой учился.

Летние каникулы кончились, я пошел в пятый класс. Учился я уже не в классе с художественным уклоном, и урок изобразительного искусства был в неделю только один. И вот первый такой урок, учительница объявила свободную тему. Я хотел обязательно рассказать о том, как побывал в Третьяковской галерее на выставке Поленова и взялся ее рисовать. Вышла работа жидко разведенной гуашью, как я тогда делал, в теплой гамме: вид зала, который я почему-то изобразил сверху, зрители, толпящиеся между расставленных гармошкой щитов, и где-то я с мамой. Учительница хвалила и, кажется, взяла у меня этот лист на школьную выставку, но я требовал непременно вернуть его, он был мне очень дорог как воспоминание об одном из первых моих музеев.

* * *
Наступил 1998 год. Я стал старше всего на несколько лет и впервые побывал в Эрмитаже и Русском музее. Я восторгался, я превозносил Петербург, но что-то уже безвозвратно изменилось, не осталось больше таких глубоких пронзительных следов в моей душе, как от экспозиции владимирского музея и выставки Поленова на Крымском валу. Наверное, социум принялся пожирать во взрослеющей душе способность к таким чистым впечатлениям, которые могут осветить полжизни и быть для нее маяком, быть светом на сложном пути в искусстве.
Фото:
Есть воспоминания, обращение к которым вызывает не просто теплые эмоции, но и сильное желание пережить свершившееся еще раз, особенно, если это воспоминания ребенка; детская память цепкая, и они, как невидимые стигматы, остаются в душе человека и в дальнейшем влияют на его мысли и дела. О таких воспоминаниях, связанных с искусством и чрезвычайно дорогих мне, я и напишу.

Мне было 7 или 8 лет. В школе я уже слыл мальчиком, который «хорошо рисует». Через городской парк мама часто ходила со мной к родственнице. У большого фонтана я видел внушительное белое здание с манящей надписью «Картинная галерея» и, кажется, не раз просился туда, но вечно зачем-то спешили. А однажды, в очередной раз пересекая парк, мама повела меня к раскрытой двери.

Мы вошли в темноту. Внутри почти квадратный павильон с балконами по периметру. На балконах было размещено дореволюционное искусство, хронологически слева направо, внизу – советское искусство. Я хорошо помню большое васнецовское полотно с былинным сюжетом, у которого я долго стоял и не мог поверить в чудо: в моем городе хранится вариант знаменитой вещи «После побоища Игоря Святославовича с половцами»! Помню «Все в прошлом» (очевидно, один из вариантов) Максимова, рыбака, плетущего сеть, кисти какого-то второстепенного художника, шишкинские «Цветы у забора» и нехарактерного для автора «Бычка», которого, как утверждала смотрительница, Шишкин написал чуть ли не на спор с неким знакомым: сумеет ли, если все лес да лес? Я уже узнавал работы Валентина Серова, поэтому восторженно стоял перед его «Девушкой с крынкой» и этюдом морского берега.

У картины Дубовского «Притихло» (наверное, эскиз или вариант, так как нашумевшее когда-то полотно хранится в Русском музее, а авторское повторение – в Третьяковке) расположился молодой человек с жидкой бородкой, всклокоченными волосами и горячим взглядом; он выполнял копию. Как мне тогда казалось, выходило очень убедительно.

В зале первого этажа запомнились произведения на тему войны и «Медовая пора» Кима Бритова. Тогда я впервые увидел холсты владимирских художников и, конечно, еще ничего не понял в них.

Из музея я вышел с маленькой книжкой, которая душисто пахла свежей печатью и хранила несколько репродукций только что увиденных произведений. Впоследствии я залистывал ее, заучивал зрительно наизусть; она осязаемо связывает меня с тем днем до сих пор.

На следующем уроке изобразительного искусства я страстно говорил о том, что во Владимире, совсем рядом, находится прекрасное собрание русской живописи, что был счастлив увидеть подлинные вещи мастеров, имена которых читал в «Юном художнике», рассказывал о былинном эпосе Васнецова, о Шишкине. Помню, учитель что-то уточнял про шишкинские работы, а потом осторожно возвратил меня «на землю»: в Третьяковку нужно ехать, там все шедевры.

У детей годы неспешны, но насыщены событиями. Прошло лет восемь. Мне захотелось освежить свои впечатления. В парке больше не было картинной галереи, теперь экспозиция размещалась в здании бывших присутственных мест. Я отлично помнил первую встречу с живописным собранием Владимиро-Суздальского музея-заповедника и с радостью узнавал многие холсты, встречал их, как старых добрых знакомых. Но не все нашел. Так, например, я обыскался «Все в прошлом», теперь оно служило декорацией в экспозиции дворянского быта. Но не только это расстроило. Все было другое, холодное. Не такое, как в парке. Или не такое, как в детстве.

Теперь минуло уже два десятилетия. Иногда случается пройти мимо белого здания, у большого фонтана. На нем знакомые буквы давно образуют совершенно чужое слово: «Галера». Оно режет меня на куски и рождает бурю проклятий в адрес подсуетившихся сообразительных деляг. Но я, тем не менее, со светлой грустью вспоминаю тот день, когда я с мамой впервые прошел под этими буквами в таинственный полумрак, ставший временным пристанищем вечного искусства.
Фото:
Раз от разу я возвращаюсь к тому месту «Автомонографии» Игоря Грабаря, где он писал о том, как впервые зашел к настоящему художнику – школьному учителю рисования, увидел художественные принадлежности, ощутил душистый запах масла, как все это неизгладимо отпечаталось в его сознании и пробудило желание стать художником. Потом я читал о подобных впечатлениях не только у Грабаря, но и у других художников. Меня удивляло то, что все описывали одни и те же ощущения, те самые ощущения, которые когда-то испытал и я. Наверное, первый художник в искусстве – как первая девушка в любви.

Кажется, это случилось весной, когда шел березовый сок. Я учился тогда в начальной школе и уже много рисовал... Родители гуляли со мной в Загородном парке, папа делал надрезы на березах, но, насколько помню, сока почти не собрали, он уже проходил.

Вдруг на лесной дороге я увидел художника за этюдом. Детское любопытство непосредственно, оно сильнее опаски, и мне захотелось подойти поближе. На этюднике была закреплена картонка или фанерка небольшого размера, чуть больше ладони. Выдавленные краски благоухали чарующим манящим запахом. Художник писал большую сосну, за которой плотной группой росли тоненькие березы. Их, как я тогда понял, он решил простыми вертикальными белесыми линиями. Весь пейзаж мне казался очень правдивым и точно исполненным, за исключением берез. Автор отвечал мне не очень охотно, но вежливо, иначе я бы убежал, сгорая от неловкости. «Березы так и оставите, палочками?» – спросил я. «Оставлю, этого достаточно». Он завершал работу, как раз подошла его супруга, которая во время сеанса гуляла по парку. Помню, она угостила меня яблоком.

Мне захотелось сделать такую же работу. Но у меня не было масла, я не умел пользоваться им. Была только гуашь и беличьи кисти, не годные для масляной живописи. Дома я вырезал фанерку маленького формата, закрылся на кухне, разложил гуашевые краски и стал писать белкой. Сначала сосну, как я ее помнил, а позади березки: провел тонкой кисточкой белые вертикальные линии. Сосна не вышла, она больше походила на дубок, белые же полоски напоминали частокол, а не группу густо разросшихся берез на заднем плане. Родители отметили это, а я доказывал, что так и нужно изображать березы, ведь я видел, как работает художник. Фанерка эта лежит где-то дома, несколько лет назад она попадалась мне, и я улыбался своей детской чистой наивности; а может быть, теперь фанерка затерялась.

Не знаю, что за художника я встретил тогда. Называл ли он свою фамилию или нет, не помню. Может быть, сейчас я отлично знаю его по работам, по истории владимирской живописи, но не знаю, что он оказался для меня тем первым художником, который, сам того не ведая, отчасти повлиял на мою судьбу.

Теперь, когда я работаю на воздухе, я, конечно, люблю уединение, которое только и позволяет погрузиться в себя, в свои мысли и ощущения, и слиться с природой для того, чтобы выразить ее красоту. Но если рядом оказываются дети, я стараюсь не отставлять их, потому что в эти минуты вспоминаю себя, вспоминаю ту силу впечатлений, которая овладела мной на долгое время после первой встречи с художником и которая стала частью моего роста в искусстве. Художник – это персонаж в единственном экземпляре, неповторимый и уникальный, и, может быть, какой-нибудь мальчишка, поднявшись на носочки и разглядывая большущими глазами мою работу, однажды поймет, что не может жить без искусства, «выйдет из ряда вон» и станет еще одним «единственным экземпляром».