Выбрать русский язык
See in social Blogs:

Blog. About myself and not only

ИСКУССТВО И КНИЖНИКИ, ИЛИ С ЧЕМ Я НЕ СОГЛАСЕН
Книжники и фарисеи есть и в искусстве.

От разных людей, имеющих отношение к искусству, художников и художников-педагогов (слава богу, таких не особенно много), я слышал и продолжаю слышать некий, как правило, фиксированный и неизменный, набор утверждений об искусстве. Этим набором они вежливо или безапелляционно, словно горстью приправ, посыпают томящиеся в раскаленном жерле творчества еще не сваренные до конца блюда начинающих авторов, а зачастую и коллег.

Прямо-таки невинными рассуждениями на фоне всех других выглядят такие: композицию нужно строить панорамно, а не фрагментарно; писать цветно, а не серо, или напротив, больше сдержанности, монохромности, а то как попугаи; избегать, как черт ладана, черной краски или, напротив, в осенних пейзажах больше коричневых и черных для придания благородства золоту... И несть числа всем прочим «закончикам». Ограничительные, верижные и консервативные – эти «закончики» охраняются свято, из-за них ссорятся не одни поколения художников иванов ивановичей и художников иванов никифоровичей. Верные для каждого отдельного произведения, они губительны для всех прочих, ибо убивают в художнике самое главное – свободу и право смотреть на мир не чужими, а собственными глазами, и формировать индивидуальное отношение к окружающему. Писать можно как угодно, главное – писать талантливо и, позволю себе поиграть словами, искусно, а не искусственно. Есть пластические законы, которые нужно изучать и применять, хотя и они «работают» не всегда, поскольку искусство все равно шире и многообразнее. А есть педагогические «закончики», от которых прочь.

Теперь два тезиса посерьезнее. Тут и копья тяжелее и острее.

Наличие специального художественного образования – один из обязательных критериев причисления человека творящего к почетной популяции художников, а образование, полученное в известных всем академиях или, по крайней мере, в столицах, – это без пяти минут пропуск в элитную касту. Конечно, грамота нужна, без нее никуда, нужна система, нужны знания, но творчество устроено так, что оно зачастую не желает влезать в схемы и правила. Как минимум два аспекта, связанные с получением серьезного художественного образования в России (не знаю, как в других странах), тормозят становление художника, а иногда делают никчемными и грамоту, и выучку.

Первый аспект – серьезная зависимость ученика от учителя, восприятие художественного стиля учителя и невозможность от него отделаться. Выходя из академий, молодые люди не знают, что делать со своим багажом, как вступить на путь самостоятельного творчества, сформировать собственное понимание задач искусства и их воплотить. Вот и выходят пачками глазунята и загончики, мыльниковцы и кугачата, бесцветные, безликие и одинаковые, больше ремесленники, чем творцы. На этот счет Борис Французов говаривал: «Позаканчивают академий и ходят вот с такими яйцами, мол, мы художники. А пишут – говно».

Второй аспект связан, если можно так сказать, с особенностями академической системы обучения изобразительному искусству. Для пояснения приведу только один пример: Виктор Иванов как-то сказал молодым художникам: «В институтах вас учат: нужно делать теплой тень и горячим рефлекс. Это академический прием, позволяющий хорошо создавать объем. Но это противоречит природе. Любая тень имеет тенденцию к похолоданию. И еще: чем больше света, тем больше цвета, а учат, что все выбеляется, что, чем больше света, тем светлее. Это роковая ошибка, ведущая к антиживописности. Искусство заключается не в следовании определенным приемам, нужно вновь и вновь прорываться к реальности. Только реальность дает прогресс в искусстве. И лучшее, что было создано Пикассо или Матиссом, это то, в чем они находили прорыв к реальности, находили ту форму, которая есть в природе, но которую до них так остро никто не видел». От себя добавлю: мне приходилось видеть много пейзажей, написанных современными академистами. Эти пейзажи меня удручали. Мне казалось, что их авторов научили писать академические постановки и составлять академические композиции, а больше ничего. Они не умеют писать пейзаж, они его не чувствуют, не дышат им. Они его не знают.

Итак, можно научиться изобразительной грамоте и не стать художником. Можно учиться у природы всю жизнь, искать себя и, наконец, обрести. Единого рецепта нет. Павел Федотов, Похитонов, Ван Гог, Гоген… Куда пристроить их, не имевших за плечами академий? Грабарь бросил мастерскую великого Репина, потому что понял, что это путь в никуда, и уехал в Мюнхен к Антону Ашбе, взял только нужное и обрел себя.

Наконец, о деньгах. Художник – это тот, кто зарабатывает на жизнь своим искусством. Так говорят пузатые состоявшиеся дяди-художники, которые начинали при социализме, зацементировались в креслах при путинизме и при упоминании того же Ван Гога машут рукой и нервно твердят: исключение, исключение… Продажа своего искусства – это такая же отдельная сфера жизни художника, как прием пищи или отношение с женщинами. Кто-то ест много, кто-то умеренно; кто-то живет с одной женщиной всю жизнь, а кто-то, как Пикассо, до седин не может утолить жажду женщин; кто-то продает любую работу, кому-то дороги все, как дети. Если жить не только искусством, то это, конечно, мешает искусству. Но можно упрямо не продавать и не продаваться и в недалекой перспективе упасть и быть вышибленным из художественного процесса. Художник не должен быть голодным! Эпоха диктует способ выживания, но только выбранный способ выживания не должен определять образ художественного мышления автора, ведь «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Пусть тот, у кого продается, продает; пусть тот, кто зарабатывает на жизнь не искусством, но пишет, как бог, продолжает зарабатывать и писать. В конечном счете, всех рассудят выставки, а жирную точку поставит ее величество история искусства.

Мое существо, мои личные творческие принципы, моя жизнь в искусстве протестуют против перечисленных трех тезисов, которые я называю ветхозаветными «закончиками» искусства, а людей, их проповедующих и защищающих, – книжниками и фарисеями от искусства.

Не нужно мерить искусство аршином, оно неизмеримо и необъятно; не нужно вписывать его в правильную форму, в нем много неправильных, но не менее красивых, форм; не нужно толкать его в широкие ворота повторений и дубляжей, за которыми пустота; искусство пролезет и в игольное ушко, если за игольным ушком находится художественная правда. Всех можно и нужно выслушивать, но думать своей головой, чувствовать порывы своего сердца и прокладывать собственную дорожку.

Горе вам, книжники и фарисеи, что закрываете путь в подлинное искусство, ибо сами не входите и хотящих войти не пускаете!

Поделиться:
Margarita writes:
Искусство и книжники, или С чем я не согласен
Пишешь как дышишь, так бы написала...;)Как же складно и красиво, ты пишешь!!!:) Читала на вдохе! Ты и практик и теоретик, два в одном!!!
Конечно вольное использование цитат из Евангелия... хотя конечно красиво звучит
Олег, ни в коем случае не оставляй эпистолярный жанр, это тоже твое!!!;););)

P.S. Возможно в будущем, ты сам и будешь писать те книги, в которых написано как правильно писать и смешивать краски, напишешь к примеру, свое пособие для начинающих художников ,или для студентов ВУЗов, я думаю что так в итоге и будет.
11 June 2014 10:24:46
Oleg Plenkin writes:
Тебе, как всегда, спасибо! Ты все понимаешь, как нужно. Чувствую именно тот отклик, который необходим, как воздух. Так что дышу еще и им.;)